Также он одним из первых начал использовать букву Ё.(5-классники проследили историю буквы «Ё» (её появление в русской азбуке, значение её введения и судьбу буквы «Ё» в настоящее время) через уроки ИЗО, русского языка , литературы, в итоге они создали памятники букве Ё, лингвистические сказки про буквы Ё)
«Письма русского путешественника»- произведение, явившееся результатом поездки Карамзина в ряд стран Западной Европы,- сразу же поставили его в ряд крупнейших русских писателей. В «Письмах русского путешественника» Карамзин не просто информатор и наблюдатель, факты и явления не знакомой для него действительности он объясняет, комментирует, анализирует. Размышления о русских порядках возникают в комментариях путешественника к обычаям Запада (об этом узнали 11-классники, из переводов выдержек из книги на уроке английского языка ).
Однако Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд «История государства Российского» и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о ленных этапах становления родной страны. Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь России. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических сведений, накопленных летописцами.( 9-классники воссоздали рукотворные памятники через уроки истории, русского языка , химии )
Детские впечатления о красоте родной природы ярко и образно отразились во многих произведениях Николая Михайловича.
Едва ли не первым он сделал Волгу одной из любимых тем поэзии. Восторженным преклонение перед великой рекой дышит его стихотворение «Волга»:
Река, священнейшая в мире,
Кристальных вод царица – мать!
Дерзну ли я на слабой лире
Тебя, о, Волга, величать…
(8-классники создали биолого-географическую карту реки Волги на уроках географии, биологии)
Произведение «Илья Муромец» названо богатырской сказкой. В ней рисуется поэтическая картина природы, создается образ Ильи Муромца, непохожего на былинного богатыря, а лишь частично напоминающего его. Главный герой показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей в рыцарских доспехах. Мы не знаем, чем заканчивается эта сказка, так как она не была закончена. (7-классники выполнили верстку книги по сказке, прочитав ее на уроке литературе, проиллюстрировав на уроке ИЗО, сделав перевод на английском и финском языках к эпизодам «Сказки» и сверстав на уроке информатики)
Карамзин писал и в публицистическом жанре. Его статьи «О книжной торговле и любви ко чтению в России», «Что нужно автору», «О любви к Отечеству и народной гордости» не потеряли своей современности и в наши дни, хотя были написаны в начале XIX века. С одной из его статей «О землетрясении в Москве 1802 года» знакомились 10-классники. На уроке физики изучили это явление, на уроке английского языка перевели статью на современный русский язык, а на уроке русского языка сделали сравнительный анализ своих переводов с оригинальной статьёй Н. М. Карамзина)